(Автор Петькова Л.Ю.)
Мелкая моторика (или пальцевой праксис) –
это способность выполнять точные и мелкие движения кистями и пальцами рук. Ее
развитие зависит от скоординированных действий сразу нескольких систем –
мышечной, нервной и костной.
Область мелкой моторики включает в себя различные движения – от самых простых (хватание игрушки) до сложных (рисование и письмо). Все, у кого есть маленькие дети, замечали, что у младенцев хорошо развит хватательный рефлекс, т.е. ребенок может достаточно крепко схватить за палец взрослого и не отпускать его в течение нескольких секунд. Поэтому работу с мелкими мышцами руки можно начинать с грудничкового возраста.
Сегодня каждый родитель понимает важность
развития мелкой моторики рук для полноценного развития личности ребенка. Речь
идет не только о развитии ног и рук, но и о совершенствовании процессов
мышления и речевой функции.
Ещё около ста лет назад Мария Монтессори заметила, что развитие речи и интеллекта тесно связано с тем, насколько сформировано моторное развитие ребенка. Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями высшей нервной деятельности ребёнка Института физиологии детей и подростков. Правомерность выводов о влиянии тонких движений руки на становление речи подтверждается также опытами Е. И. Исениной (1981).
Подмечено, что при плохо развитой мелкой моторики у детей наблюдается задержка речевого развития, что приводит к проблемам с памятью, вниманием и негативно сказывается на интеллекте ребенка.
Развитие мелкой моторики благоприятно влияет на общие навыки ребенка. Объясняется это тем, что в процессе взаимодействия систем происходит быстрое формирование связей между нейронами.
Вовлечены следующие сферы:
·
Воображение.
Учеными доказано, что просмотр картинок не отличается от работы с придуманными
образами с точки зрения работы головного мозга. Воображение способствует
развитию пространственного мышления и креативности.
·
Планирование.
Ребенок при взаимодействии с предметами учится оценивать вероятные последствия
того, что он делает. У детей формируется понимание того, что им нужно сделать
для достижения нужного им результата.
·
Развитие
речи. Когда малыш ощупывает предметы, то в мозг поступают нервные импульсы, в
результате чего оказываются задействованы соседние центры (включая речевой).
·
Усидчивость.
Игры и упражнения делают детей более усидчивыми и терпеливыми. Они учатся
концентрироваться на определенной задаче для достижения цели.
·
Память.
После занятий лучше запоминаются зрительные образы.
Развитие мелкой
моторики у детей проходит постепенно, потому что это индивидуальный процесс и у
каждого малыша он проходит своими темпами. Поначалу движения будут
неаккуратными и неуклюжими, но специальные игры помогут ему в формировании этих
навыков.
Начинать заниматься
можно с самого раннего возраста, при этом не нужно останавливаться, даже если
ребенок пошел в школу. При условии периодичности проведения упражнений и игр,
вы уже в скором времени заметите, как движения ребенка становятся более четкими
и акцентированными.